Конституционный строй Республики Беларусь
В соответствии с Конституцией Белоруссии 1994 года, Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Конституция является основным законом Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума).
Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.
На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране.
На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.
Президент Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:
- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;
- принимает решение об отставке Правительства или его членов;
- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
- подписывает законы;
- имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
- имеет право отменять акты правительства;
- является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
- назначает республиканский референдум;
- может издавать декреты, имеющие силу закона.
Парламент Республики Беларусь
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).
Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996-2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000-2004 годах, третьего — с 2004 года.
Основные полномочия Палаты представителей:
- рассматривает и принимает проекты законов;
- назначает выборы Президента;
- даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;
- выражает вотум недоверия правительству;
- выдвигает обвинения против Президента.
Совет Республики является палатой территориального представительства, начал свою работу 13 января 1997, состоит из 56 депутатов: от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Основные полномочия Совета Республики:
- одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
- избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
- контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
- принимает решение об отрешении Президента от должности.
Правительство Республики Беларусь
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер-министр:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
- подписывает постановления Правительства;
- в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;
- информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
- выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.
Правительство Республики Беларусь:
- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Судебная власть
Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:
- Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиума Верховного Суда Республики Беларусь
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь
- судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь
- Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Конституционный Суд Белоруссии осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.
Местное управление и самоуправление
Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы.
К компетенции местных Советов депутатов относится:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
- назначение местных референдумов.
Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".