Законодательная техника Республики Беларусь

Законотворчество – одна из важнейших сторон деятельности государства. Законотворчество предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативных правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В каждом государстве право обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения.

Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. Народ осуществляет свою власть непосредственно через референдум (всеобщее голосование), который может быть назначен для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Проведение референдума в Республике Беларусь регулируется Избирательным кодексом от  11 февраля 2000 года .

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики  Беларусь» Национальное собрание Республики является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Согласно статье 100 Конституции Республики Беларусь, одной из важных функций Национального собрания Республики Беларусь (законодательного органа государства) является принятие законов.

Проект закона на рассмотрение его парламентом могут внести субъекты законодательной инициативы.

Правом законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Республики Беларусь обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также проекты актов толкования конституционных положений вносятся на рассмотрение Национального собрания только по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. К исключительной компетенции Президента относится также внесение в Парламент проекта республиканского бюджета. Кроме того, Конституция устанавливает особый порядок для внесения законопроектов, следствием принятия которых может стать сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. В этом случае требуется согласие Президента либо по его поручению Правительства.

Работа Парламента - Национального собрания Республики Беларусь осуществляется в сессионном порядке. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая сессия открывается 2 октября, и ее продолжительность не должна быть более 80 дней; вторая сессия открывается 2 апреля, и ее продолжительность не может быть более 90 дней.

В случае особой необходимости на основании указа Президента Республики Беларусь Палата представителей, Совет Республики созываются на внеочередную сессию. Внеочередные сессии созываются по определенной повестке дня по инициативе Президента либо по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Законодательный процесс

Порядок внесения проектов законов в палату представителей, их регистрация, предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению в первом чтенииРассмотрения законопроекта в первом чтенииРассмотрения законопроекта во втором чтенииРассмотрение проектов законов в срочном порядкеПовторное рассмотрение проекта закона, отклоненного советом республикиРассмотрение закона или отдельных его положений, возвращенных президентом Республики Беларусь со своими возражениямиРассмотрение проектов законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики БеларусьРассмотрение вопросов о толковании Конституции Республики Беларусь и законов Республики БеларусьДелегирование Президенту Республики Беларусь законодательных полномочийРассмотрение временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу законаРассмотрение проектов законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый годРассмотрение проектов программных законов и проектов законов, подготовленных в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики БеларусьПринятие палатой представителей постановлений, обращений, деклараций и заявлений

Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов:

  • законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь ;
  • законов о толковании Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь;
  • законов Республики Беларусь, в том числе об изменениях и (или) дополнениях, отмене, а также о признании утратившими силу законов Республики Беларусь, актов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами.

Проекты законов и постановлений Палаты представителей направляются субъектами права законодательной инициативы на имя Председателя Палаты представителей. Проекты законов и постановлений Палаты представителей подлежат обязательной регистрации и хранению в Секретариате Палаты представителей. Субъект права законодательной инициативы информируется Секретариатом Палаты представителей о регистрационном номере внесенного проекта и головной комиссии по подготовке заключения по проекту.  Регистрационный номер проекта сохраняется на всех этапах его рассмотрения в Палате представителей и ее органах.

Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей назначают из числа постоянных комиссий головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.

Если головная комиссия заявляет о своей некомпетентности по проекту закона или имеются разногласия между двумя или более комиссиями, Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей после консультаций с председателями постоянных комиссий при недостижении согласия вносят на рассмотрение Совета Палаты представителей предложение о создании из числа депутатов Палаты представителей специальной (головной) комиссии для работы над проектом закона. Совет Палаты представителей утверждает председателя и состав специальной (головной) комиссии.

Головная комиссия по проекту закона направляет проект в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей, самостоятельно определяет других субъектов, привлекаемых к предварительному рассмотрению проекта, и сроки для представления замечаний и предложений по проекту, которые, как правило, должны быть не менее десяти рабочих дней, а по проектам кодексов – не менее двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено Регламентом.

Комиссии Палаты представителей

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, избираются постоянные комиссии. Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Палаты представителей.

Постоянные комиссии избираются Палатой представителей из числа депутатов Палаты представителей на срок ее полномочий в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов постоянных комиссий.

В состав постоянной комиссии входят от 5 до 13 депутатов Палаты представителей.

Постоянные комиссии:

  • готовят проекты законов к рассмотрению Палатой представителей;предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к компетенции Палаты представителей;
  • осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты представителей;
  • по поручению Председателя Палаты представителей, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных нормативных правовых актов;рассматривают письменные обращения граждан и других субъектов, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь по направлениям деятельности комиссий, а также обращения граждан по другим вопросам. Председатели постоянных комиссий либо по их поручению заместители председателей, члены постоянных комиссий проводят ежемесячный личный прием граждан в Палате представителей;
  • организуют проведение парламентских слушаний;
  • создают рабочие группы из числа членов постоянной комиссии, других депутатов Палаты представителей, а также представителей государственных органов и иных государственных организаций, общественных объединений, научных организаций;
  • привлекают к своей работе специалистов и экспертов, назначают независимую экспертизу проектов законов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянной комиссии;
  • приглашают для участия в предварительном рассмотрении проектов законов, других вопросов, отнесенных к компетенции Палаты представителей, представителей государственных органов и иных организаций.

Постоянные комиссии запрашивают у государственных органов и иных государственных организаций, должностных лиц официальные документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.