Поиск документов

База данных "Законодательство Беларуси" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Введите слово для поиска в названии документа:

Государственная регистрация юридических лиц в Республике Беларусь

Государственная регистрация юридических лиц в Республике Беларусь

Органы, осуществляющие государственную регистрацию

Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 установлено, что государственная регистрация в Республике Беларусь осуществляется следующими регистрирующими органами:

  • Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
  • Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
  • Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
  • администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
  • облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
  • облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования.

Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 государственной регистрации подлежат:

  • создаваемые (реорганизуемые) юридические лица;
  • хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - коммерческие организации);
  • ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (далее - некоммерческие организации);
  • индивидуальные предприниматели;
  • изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.

При государственной регистрации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). При этом государственная регистрация союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений.

***

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

  • согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;
  • определить предполагаемое место размещения коммерческой, некоммерческой организации;
  • принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

Согласование наименований юридических лиц

В соответствии с Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 года №20 согласование наименования юридического лица производится уполномоченным сотрудником регистрирующего органа путем оценки на предмет тождественности предложенного заявителем наименования (наименований) с наименованиями юридических лиц, внесенными в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с ранее согласованными и зарезервированными наименованиями создаваемых юридических лиц, срок резервирования которых не истек, а также на предмет соответствия предложенных наименований требованиям законодательства в той очередности, в которой они указаны в заявлении, до первого наименования, соответствующего требованиям к наименованиям.

При этом оценка наименования на предмет тождественности представляет собой действия уполномоченного сотрудника регистрирующего органа по проверке наименования на соответствие предъявляемым к ним требованиям;

В регистрирующие органы согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 года №154 для согласования наименования юридических лиц в отношении вновь создаваемых юридических лиц могут обратиться собственник имущества (учредитель, участник) либо его представитель, руководитель юридического лица либо его представитель, в отношении действующих юридических лиц – руководитель юридического лица либо представитель юридического лица.

Для согласования наименования в регистрирующий орган заявителями представляются следующие документы:

  • заявление по форме (Приложение №1);
  • копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя.

Заявитель при обращении в регистрирующий орган может предложить для согласования один или несколько вариантов наименований юридического лица.

До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции.

Юридическое лицо может иметь сокращенное наименование, то есть наименование, определяемое в целях упрощения взаимоотношений между участниками гражданского оборота собственником имущества юридического лица (учредителями, участниками) в учредительных документах при наличии сложного и многословного полного наименования юридического лица.

Коммерческая организация обязана, а некоммерческая организация может иметь специальное наименование.

Согласованию подлежат полное и сокращенное наименования;

Наименование юридического лица должно указываться на русском и белорусском языках;

По результатам рассмотрения наименований юридического лица заявителю выдается письменное подтверждение о согласовании наименования по форме, утверждаемой Министерством юстиции. При наличии оснований для отказа в согласовании наименований заявителю сообщается письменно.

Согласованное наименование юридического лица регистрирующим органом вносится в базу данных согласованных наименований ЕГР и размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции.

Заявители, которым согласовано наименование, в течение трех месяцев со дня согласования обязаны использовать это наименование для государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), связанных с изменением наименования юридического лица.

Наименование и место нахождения юридического лица

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательными актами случаях - и иных коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, слов "национальный" и "белорусский", включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица допускаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В случае изменения места нахождения юридического лица такое юридическое лицо в порядке, установленном законодательными актами, обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

Уставный фонд

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

  • 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;
  • 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.

Минимальные размеры уставных фондов, указанные в части второй настоящего пункта, определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.

Требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

На момент осуществления государственной регистрации уставные фонды акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством, других коммерческих организаций - в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров).

Документы, предоставляемые для государственной регистрации

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

  • заявление о государственной регистрации(Приложение №2);
  • устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
  • легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

Заявление о государственной регистрации юридического лица

Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции.

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, подписывается собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица. Если количество учредителей (участников) коммерческой, некоммерческой организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации. Если собственником имущества или учредителем (участником) является юридическое лицо, заявление о государственной регистрации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Учредительные документы юридического лица

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях - и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

В уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

В уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.

Коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат.

В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей взимается государственная пошлина, в соответствии с Налоговым Кодексом (особенная часть).

За государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями, кроме коммерческих организаций, создаваемых для осуществления производственной деятельности, применяются ставки государственной пошлины в размере установленной ставки, увеличенной на 20 процентов.

Рассмотрение документов

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

  • ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) штамп (Приложение №3), свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированными считается юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Наличие у юридического лица устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

В государственной регистрации юридического лица может быть отказано по следующим основаниям:

  • непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
  • оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации юридического лица, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп (Приложение №4) и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

Отказ в государственной регистрации

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
  • оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в хозяйственном суде.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица подписываются уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, заверяются оттиском печати для заверения свидетельств и иных документов, выдаваемых субъекту хозяйствования по результатам государственной регистрации, и являются бланками строгой отчетности.

Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.

Свидетельство (Приложение №5) о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты